Монтаж систем мониторинга автотранспортаГЛОНАСС, GPS

Внедрение спутниковых, компьютерных технологий в логистическую сферу помогло сформировать высокоэффективные системы контроля за перемещением грузов, оптимальные маршруты передвижения, обеспечило экономию топливных ресурсов. Современный спутниковый мониторинг базируется на комплексах глобального позиционирования ГЛОНАСС, GPS.

Определение и функции

Спутниковый автомониторинг – надежный, передовой метод управления автотранспортом. Это многофункциональный, эффективный инструмент для круглосуточного дистанционного наблюдения за ТС посредством телекоммуникационных технологий и ГЛОНАСС/GSM-навигации. Системы мониторинга (СМ) активно применяются в пассажирских и грузовых перевозках, востребованы у логистических, курьерских, сервисных компаний, таксопарков, служб контроля общественного транспорта.

СМ контролируют перемещение, параметры работы подвижной техники в реальном времени. Они способны одновременно контролировать множество автомобилей, движущихся по различным маршрутам. С их помощью можно узнать где находится, с какой скоростью движется, в каком состоянии пребывает ТС. Применение спутникового мониторинга экономит ГСМ, сокращает простои автомобилей на 20-30%. Дает возможность следить за тем, что делают водители во время рейсов, получать своевременные уведомления о любых нарушениях, определять реальные расходы на автотранспорт и спецтехнику. Системы глобального позиционирования отслеживают месторасположение и маршрут автомобилей, позволяя оперативно координировать работу всех сотрудников. За счет передачи точных координат объекта возможна привязка к непосредственно к карте местности.

 

Основные функциональные возможности транспортного GPS-мониторинга:

я всегда знаю, где мой автомобиль. ГЛОНАСС/GSM-навигации

  • отслеживание отклонений от заданных маршрутов, данных о пробеге;
  • составление траекторий перемещения с учетом загруженности и состояния дорожной сети;
  • контроль/ограничение скоростного режима, измерение расхода ГСМ;
  • информирование водителей о пробках, предложение вариантов объездных путей;
  • включение зажигания с помощью SMS-сообщений;
  • пресечение слива топлива, приписок километража и других махинаций;
  • аудиоконтроль салона, блокировка двигателя в случае выезда за пределы выделенной рабочей зоны;
  • учет рабочего времени, оценка эффективности работы автопарка.

 Сбор, учет и анализ информации производится с помощью ПК, специализированного программного обеспечения, интернет-сети. Данные мониторинга поступают на специализированные сервера.

Принцип работы СМ

Мониторинговые системы оценивают и учитывают дорожную обстановку, позволяя составлять наиболее эффективные маршруты движения ТС, оперативно реагировать на проблемы, возникающие в дороге. Функционирование осуществляется по следующему принципу:

Поступление на трекер/терминал сигналов от одной либо нескольких навигационных систем (беспроводных сетевых сервисов). Автоматическое определение координат объекта с помощью встроенных LBS/ГЛОНАСС/GPS-модулей (согласно размещению близлежащих вышек сотовой связи, спутников).

Сбор телеметрических, аудио и прочих данных в памяти автотрекера. Пакетная передача информации по GPRS-каналам через установленные временные интервалы на сервер, мобильные устройства.

Спутниковый мониторинг – это оперативная передача информационных сообщений от диспетчеров к водителям. Данный метод экономит рабочее время, повышает сохранность грузов, позволяет быстро корректировать поставленные задачи. Обмен информацией производится непосредственно с телефона водителя или экспедитора через SMS-шлюзы GPShome. Благодаря этому минимизируются затраты на оплату мобильного трафика, отсутствует необходимость в приобретении дополнительного оборудования. Точность определения текущего месторасположения – до 2,5 м.

Основные отличия систем позиционирования ГЛОНАСС и GPS:

Параметры

ГЛОНАСС

GPS

Погрешность сигнала (м)

3-6 (планируемое снижение погрешности до 10 см)

2-4

Принцип расположения спутников

Три плоскости по восемь спутников.

Не зависит от вращения земного шара.

Шесть плоскостей по четыре спутника

Требуется непрерывная синхронизация/корректировка спутниковой орбиты.

Метод использования радиочастотного диапазона

Защищенный FDMA (принцип «выделенной линии») повышенной ресурсоемкости

Устойчивый, экономичный CDMA (множественный кодированный доступ)

Точность в различных широтах

Преимущественно северная часть (страны Скандинавии)

Центральная, европейская часть

На показатели работы приемников влияет плотность застройки, помехи от наземных радиоисточников, видимость небосвода (облачность), наличие растительности. В современных комплексах транспортного слежения, как правило, задействуются обе навигационные системы. Трекеры, одновременно связывающиеся с ГЛОНАСС/GPS-модулями, более стабильно функционируют в условиях затрудненного приема сигналов, более точно обнаруживают объекты (до 1,5-3 м).

Параметры безопасности

Внедрение мониторинговых систем снижает потери компании, связанные с нецелевым использованием автотранспортных средств, исключает возможность отклонения от заданных маршрутов (неучтенные поездки).

К основным факторам, повышающим безопасность грузоперевозок, относятся:

  • контроль входа автотранспорта в заданные зоны;
  • отслеживание состояния основных узлов ТС;
  • проверка рабочего времени, в том числе период непрерывного вождения одним лицом;
  • возможность поддержания двусторонней голосовой связи;
  • аудиоконтроль, функция «тревожное сообщение»;
  • контроль движения, мест остановок/стоянок, заправок транспорта.

Применение специальных датчиков позволяет следить за сохранностью и целостностью транспортируемого груза, технической исправностью ТС. Оборудование сигнализирует об открытии или закрытии багажника, дверей, заправочных/сливных горловин, повреждении, опрокидывании кузова.

Специальная «SOS-кнопка» нужна для своевременного информирования автодиспетчера о возникновении нештатной ситуации. При ее нажатии в общую систему моментально передается тревожное сообщение. Помимо этого, доступна опция голосового мониторинга, помогающая связаться с шофером, оценить обстановку внутри водительской кабины, оперативно вызвать на место экстренную помощь, официальных представителей ТК, сотрудников дорожно-постовой службы, правоохранительных органов. При этом оператор системного мониторинга владеет всеми данными о текущем месторасположении ТС.

Отслеживание общего времени вождения многократно уменьшает риск возникновения ДТП, не допускает предельной усталости шоферов. Это снижает вероятность порчи/потери транспортного средства, утраты груза, сохраняет здоровье персонала.

Состав мониторинговых комплексов

Системы отслеживания представляют собой комплекс в состав которого входят:

GPS-трекер (терминал ГЛОНАСС), работающий в online режиме, позволяет записывать данные на внутреннюю память;

серверный центр, на который поступает входящая информация;

сеть компьютеров (трансляция данных, поступивших от ТС).

Автотрекер оснащен мощным микропроцессором, приемником сигнала со спутников, встроенным модулем сотовой связи, источником автономного питания, а также разъемом для подсоединения датчиков. Он способен вычислять координаты расположения авто, передавать данные посредством GPRS, SMS и прочих протоколов. Трекинговое оборудование считывает, запоминает и передает показания в диспетчерскую.

Состав мониторинговых комплексов

Для получения актуальных сведений о состоянии авто используются приборы контроля уровня и расхода горючего. Устройства, измеряющие нагрузку на ось ТС, температурные показатели в холодильном отсеке (при эксплуатации рефрижератора). Это снижает риск порчи груза, требующего специальных условий транспортировки. Допускается подключение дополнительных датчиков. Общее их количество ограничивается фактическим числом разъемов трекера.

Основные преимущества спецоборудования:

доступная стоимость, защита от попадания пыли, влаги;

надежность, долговечность, простота монтажа;

не нуждается в собственной серверной станции с круглосуточным сетевым подключением;

способность обрабатывать значительные объемы информации;

период опроса каждого ТС – не более 10 секунд;

При выходе из зоны покрытия GSM бортовые комплексы способны накапливать до 100 000 записей. При возврате в область приема сигнала все сведения сохраняются и обрабатываются в системе. Спутниковый контроль обеспечивает быстрый сбор данных с возможностью последующего онлайн обмена и оперативного реагирования.

Особенности программного обеспечения

Транспортный мониторинг, координирование, транслирование собранных данных осуществляется посредством специализированных программ. Они могут устанавливаться в диспетчерском центре или непосредственно на подвижном составе. Ключевые функции ПО:Особенности программного обеспечения

  • подключение, наладка, настройка трекеров/терминалов;
  • информирование о прибытии в пункт назначения;
  • позиционирование датчиков, обработка полученных показаний;
  • онлайн-отслеживание местоположения автомобилей на картах;
  • контроль и демонстрация показаний приборов ТС;
  • оценка заданного маршрута, контроль прохождения контрольных точек;
  • создание информационных шаблонов, формирование отчетов по перемещениям;
  • передача сообщений об имеющихся проблемах;
  • наблюдение за объемом горючего, остановками, соблюдением скоростного режима.

ПО предусматривает возможность включения дополнительных сервисов, которые необходимы конкретному пользователю. Систему можно настроить, исходя из особенностей подвижного состава автопарка, дальности/сложности маршрутов, поставленных целей и задач. Системное управление осуществляется строго ограниченным кругом пользователей, что исключает возможность несанкционированного внешнего доступа и сохраняет конфиденциальность информационных сведений.

Экономическая эффективность СМ

monitoring kartinkaВнедрение комплексов автотранспортного мониторинга повышает продуктивность бизнес-процессов, увеличивает отдачу вложенных финансовых средств, объемы автоперевозок и общую безопасность логистической деятельности. Благодаря комплексному подходу к административному управлению автомобильным парком минимизируются эксплуатационные издержки, возрастает прибыльность, деловая репутация компании.

Контроль скоростного режима помогает снизить топливные расходы более, чем на 20%, износ авторезины – на 10%, увеличивает срок службы силовых агрегатов, трансмиссии и тормозных систем автомобилей. СМ на 10% сокращают амортизационные расходы, затраты на ТО, на 30 процентов повышают общую производительность труда. Позволяют принимать взвешенные, рациональные управленческие решения, эффективно использовать имеющийся автомобильный парк.

Цена вопроса

Конечная стоимость автотранспортного мониторинга GPS/ГЛОНАСС варьируется в зависимости от выбранных систем навигации, страны-производителя оборудования, наличия дополнительных функций, качества отдельных комплектующих. В среднем, ценовые рамки варьируются от 2500 до 15 тыс. рублей. Установка и настройка СМ включают следующие манипуляции:

  • анализ особенностей перевозочного процесса;
  • определение оптимального набора исполнительных элементов, встроенных функций;
  • монтаж бортового оборудования на транспорт;
  • настройка ПО, регистрация авто и пользователей в системе;
  • программирование бортовых блоков, обучение персонала.

Цена обслуживания систем слежения определяется тарифным планом конкретного сотового оператора. Определять месторасположение ТС можно через мобильные приложения iOS, Android. Мониторинговые системы подходят для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями.